Адреса

сб-вс с 8:00 до 16:00

Исправление перекрестного прикуса

Исправление перекрестного прикуса

Асимметричный или перекрестный прикус — аномалия развития зубочелюстной системы, связанная со смещением челюстей относительно друг друга и смыканием зубов внахлест. При этом некоторые зубы или целые отделы нижней челюсти перекрывают верхние. Из-за такой патологии прикуса лицо становится асимметричным, неравномерно распределяется жевательная нагрузка, зубы интенсивнее стираются и быстрее выпадают. Коррекция возможна в любом возрасте, но для детей до 15 лет она протекает быстрее и в более легкой форме.

Причины развития перекрестного прикуса

Неправильный прикус с асимметричным расположением зубов бывает врожденным и приобретенным. Первый формируется из-за генетической предрасположенности и нарушений на этапе внутриутробного развития.

Приобретенная перекрестная окклюзия обычно связана с травмами и болезнями зубочелюстной системы.

В группе риска дети с молочными зубами или на стадии их смены на коренные. Перекрестный прикус у ребенка часто вызван следующими причинами:

• нарушение развития челюстей из-за дефицита кальция, задержки в замене временных зубов на постоянные, заболеваний уха, горла и носа;
  • различная стираемость молочных зубов из-за их неправильного смыкания;
  • преждевременное выпадение молочных зубов, которое становится причиной для аномального смещения постоянных зубов;
  • сосание пальцев и других предметов, намеренное искажение положения челюсти, пережевывание пищи одной стороной рта.

У взрослых перекрестный прикус формируется либо из-за травмы лица, либо при неквалифицированном ортопедическом лечении: ошибки в выборе и расположении коронок, виниров и других конструкций создают препятствия для естественного смыкания зубных рядов.

Или звоните: +375 (29) 388-75-03 А1

Как выглядит перекрестный прикус

Патологию определяют по внешним признакам при сомкнутых челюстях. Наличие хотя бы одного зуба нижней челюсти, перекрывающего внахлест зуб на верхней, говорит о перекрестной окклюзии.

Зубы могут цепляться при смыкании и размыкании челюстей. При этом заметно их неравномерное стирание, некоторые слишком сужены или расширены, жевательные зубы верхнего ряда смещены внутрь (палатиноокклюзия).

Возможны жалобы на дискомфорт при жевании, но чаще всего изменения происходят на протяжении многих лет, поэтому взрослый пациент не обращает внимание на неудобства.

Смещение линии улыбки и подбородка, а также другие признаки асимметрии лица нельзя назвать основным симптомом — в зависимости от степени нарушения прикуса они могут не проявиться вовсе или являться следствием других заболеваний.

Перекрестный прикус в переднем отделеПерекрестный прикус в боковом отделе

Виды

Нарушение прикуса перекрестного типа классифицируют по особенностям смыкания, причинам и месту развития.

По характеру смыкания зубных рядов различают следующие виды окклюзии:

• буккальная. Характеризуется сужением верхнего зубного ряда или расширением нижнего с перекрытием верхних зубов нижними при смыкании. Встречается буккальный прикус со смещением нижней челюсти и без него;
  • лингвальная. Наблюдается при сужении нижнего ряда и расширении верхнего, при которых имеется перекрытие нижней челюсти верхней. При лингвальной окклюзии на щеках могут образовываться складки из-за их западания, отсутствует полноценный контакт между челюстями при их смыкании;
  • буккально-лингвальная. Сочетает в себе признаки двух типов.

По основным причинам развития патологии различают прикусы:

• суставной. Связан с диагональным смещением нижней челюсти из-за проблем с височно-челюстным суставом;
  • гнатический. Возникает при нарушении зубной дуги из-за несоответствия размеров челюстей;
  • зубоальвеолярный. Обусловлен искривлением, аномальными размерами и формой зубов.

В зависимости от расположения патология может быть в переднем или боковом отделе, одно- или двусторонней.

Стадии

Наиболее распространенной является зубоальвеолярная форма окклюзии. Она является начальной стадией патологии и связана с неровными зубными рядами, которые провоцируют неправильное развитие челюстей. Лечение перекрестного прикуса в таких случаях проводят с помощью брекетов. Оно проходит относительно просто и быстро.

Если зубоальвеолярную стадию запустить, то нарушение прикуса переходит в скелетную форму, которая обусловлена искажением положения челюстей. Она также может быть следствием неравномерного роста зубочелюстной системы из-за генетической предрасположенности, на этапе внутриутробного развития или в детском возрасте.

Скелетная стадия проявляется ярко выраженными асимметрией лица и нарушением его пропорций, болезненными ощущениями при жевании пищи, чрезмерной нагрузкой на отдельные зубы, их быстрым истиранием и приобретением клиновидной формы. Возможно лечение с применением брекет-систем, но часто в сложных случаях прибегают к оперативному вмешательству.

Последствия асимметричного прикуса

Легкие стадии постепенно переходят в более тяжелые, которые негативно сказываются на качестве жизни. Зубы искривляются, быстрее стираются и выпадают, становятся в большей степени подверженными поражению кариесом и разрушению эмали. В таких условиях сложнее поддерживать гигиену полости рта, что еще больше усугубляет положение.

На фоне этих отклонений могут появиться травмы мягких тканей и развиться воспалительные процессы в деснах. Из-за дефектов неравномерно развиваются суставы, появляется суставная боль: сначала только при жевании, потом при разговоре и далее — переходит в постоянную.

В зависимости от степени тяжести может изменяться форма лица: смещается подбородок, западают щеки, появляется асимметрия линии улыбки.

Диагностика

Для определения патологии опытному ортодонту достаточно визуального осмотра зубов и полости рта. Последующие этапы диагностики служат для уточнения диагноза и выбора оптимального плана лечения.

Полную картину состояния челюстно-лицевой области получают с помощью рентген-снимков, ортопантомографии, телерентгенограммы головы и других современных способов диагностики.

Для оценки динамики ведут фотопротокол: фиксируют все изменения до начала, во время и после лечения.

Методы лечения

У детей и подростков исправление перекрестного прикуса обычно протекает быстро и безболезненно, особенно, если обратиться за помощью на первых стадиях развития патологии.

Подходы к лечению могут включать:

• логопедический массаж;
  • тренировку мышц;
  • пришлифовку молочных клыков для правильного смыкания;
  • ношение ортодонтических конструкций: съемных и несъемных.

В зависимости от сложности нарушения прикуса у взрослых лечение заключается в использовании ортодонтических аппаратов или за счет хирургического вмешательства.

Чтобы вылечить перекрестный прикус используют брекеты. Может применяться в комплексе с суставной шиной, если нарушены функции суставов. Длительность лечения составляет от 18 до 36 месяцев, требуется период закрепления результата.

Хирургические методы используют для изменения размера и формы челюстей и достижения их симметричного расположения. Им предшествует установка брекетов для выравнивания зубов. После операции положение зубов и окклюзию также корректируют ортодонтическими конструкциями.

Для хирургического вмешательства из-за осложнений могут быть противопоказания. В таких случаях прибегают к неполной коррекции, после которой необходимо прохождение периодических осмотров у ортодонта во избежание рецидива . Возможна частичная коррекция с последующим протезированием.

Осложнения во время лечения обычно связаны с развившейся дисфункцией сустава. Она сопровождается периодическими болями, дискомфортом при жевании. Профилактика осложнений заключается в прохождении специального курса ортодонтической гимнастики и использовании обезболивающих.

Вылечить неправильный прикус можно в центре ортодонтии «Брекетлаб». Специалисты с 20-летним стажем помогут решить проблему с помощью современных брекет-систем.

Фото до и после

Исправление перекрестного прикуса до и после

Алиса

#